Вице-президент Фонда А.П. Маресьева Артем Ахремчик в праздничные дни, посвященные Великой Победе над фашизмом, провел ряд встреч с ветеранами Великой Отечественной Войны в Донецке и Луганске.
К сожалению, на Украине сейчас забыли, какую огромную цену заплатили народы Советского Союза, чтобы остановить фашистскую чуму. Неонацисты сейчас свободно маршируют в Киеве, а новые хозяева Украины пытаются объявить героями Второй мировой войны бывших приспешников фашисткой Германии. О зверствах и беззаконии “новых героях” Украины вице-президенту Фонда А.П. Маресьева рассказали простые жители Донецка.
Артем Ахремчик во время своей командировки в Донецке, был в гостях Тамары Константиновны Мельник, которая рассказала о том, какие преступления творили националисты из УПА.
В ночь с 7 на 8 сентября 1943 года националисты из УПА сожгли заживо 150 человек в Донецке. В сентябре 1943 года советские войска начали наступление на Донецк. Националисты из УПА испугались принять бой с доблестными солдатами Советской армии, но решили отомстить за свое позорное поражение, уничтожив ни в чем не повинных мирных жителей.
Националисты из УПА, располагавшиеся недалеко от жилого дома по улице Университетская 51, закрыли подвал дома, где в это время находилось 150 человек, облили все здание бензином и подожгли. Мирные жители, находившиеся в подвале дома, в это время спали крепким сном.
Когда разгорелся пожар и повалил едкий дым – началась паника. Тамара Константиновна, которой тогда было всего 6 лет, вспоминает, что её бабушка, Александра Яковенко предчувствовала, что может случиться беда. Она уговаривала всех не проводить эту ночь в подвале. Но никто не придал значение словам старушки, и она одна осталась ночевать на первом этаже дома.
В пылающем доме, в заблокированном подвале у Александры Яковенко оказались три дочери (Надежда, Евдокия, Александра) и три внучки – Тамара, Лилия и Нина.
Бабушка, несмотря на угрозу националистов из УПА, расстрелять любого, кто подойдет к дому, пробралась к подвалу и стала звать дочерей и внучек. В подвале на уровне с землей, было небольшое окошко с решетками, через которые мог пролезть лишь маленький ребенок.
Окно находилось у потолка подвала, и мать Тамары встала на стол и чуть ли не закинула своих дочерей к спасительному окошку. Тамаре было 6 лет, Нине – 7лет, а самой маленькой Лиле - 3,5 года. Дети были сильно напуганы – плакали, крепко держались за шеи своих матерей, и не хотели их отпускать.
Но шанс на спасение был только у маленьких детей. Тамара Константиновна на всю жизнь запомнила последние слова матери: “Иди Тамара, может, будешь счастливой”. Девочкам удалось выбраться на улицу через узкие решетки на окне подвала. Рядом с домом был огород, и девочки спряталась в зарослях помидоров.
Бабушка, после того как спасла своих внучек, бросилась на помощь дочерям и всем оставшимся в подвале людям. Она схватила топор и стала рубить окно и пытаться выбить решетки. Но шум услышали националисты из УПА, они отобрали у бабушки топор и расстреляли смелую женщину.
Несколько выстрелов было сделано в огород, так как националисты из УПА, подумали, что кроме бабушки, может быть, кто-еще отважится спасти загнанных в ловушку жителей. Ранило маленькую Лилию, и она начала стонать. Стоны и плач девочек услышали националисты из УПА. Они обнаружили дрожащих от ужаса девочек, наставили на них автоматы и хотели убить маленьких свидетелей чудовищного преступления. Но никто из карателей не отважился расстрелять беззащитных детей. Эта трагическая история вошла в материалы Нюрнбергского процесса, расследующие нацистские преступления.
Прошли многие годы. Тамара Константиновна окончила горный техникум, начала работу горным мастером. Несколько десятилетий проработала научным сотрудником в ДонУГИ, занималась вопросами стандартизации технологии горных работ.
После окончания Великой Отечественной Войны руководство ДПИ на месте трагедии поставило памятник в виде ствола дерева с обрубленными ветками, символизирующими рано оборвавшиеся жизни 150 человек. На доме 51 по улице Университетская была установлена мемориальная доска, но в разгульное время “оранжевой революции” мемориальная доска исчезла. Очевидно, что современным почитателям неонацистов из УПА, не понравилось напоминание о кровавых преступлениях своих кумиров.
Вице-президент Фонда А.П. Маресьева направил официальное обращение к руководству города Донецк, с просьбой восстановить мемориальную доску на улице Университетская.
К сожалению, на Украине вновь расцветает национализм, а новые последователи УПА сжигают беззащитных людей, как и их “фашистские герои”. 2 мая 2014 года в доме Профсоюзов в Одессе погибли сотни людей, которые были заблокированы в здании неонацистами.
Есть существенное различие между преступлениями нацистов УПА совершенных в Донецке в далеком 1943 году, и трагедией в Одессе 2014 года. Военное преступление – гибель 150 человек в доме на Университетской улице в Донецке было осуждено на Нюрнбергском процессе. А гибель людей в Одессе, по вине неонацистов – никто не расследует, а всю ответственность за трагедию возложили на погибших людей.
